Ситуация 2020 года подорвала образовательную систему, проявляющуюся в глобальной проблеме доступа к образованию, замене всесторонней учебной программы гуманитарных наук преподаванием узкого набора навыков, растущей неспособности образованных людей отличать реальность от вымысла и находить общий язык.
Ситуация в системе образования, связанная с периодом пандемии является мощным инструментом для создания нового знания, одним из эффективных средств которого является картирование.
Картирование данных – это процесс описания данных, обрабатываемых в информационных системах университетов, результаты которого представляют собой дерево данных.
Для картирования данных отправной точкой являются данные и модели данных. Приходится перестраивать мышление в нужном русле, и тем самым расширять представления о деятельности университетов. Для эффективного управления университетом сегодня необходимо использовать различные информационные технологии.
Картирование позволит создать унифицированную – типовую – модель данных не привязанную к какому-либо университету, которая позволит:
Создать систему по автоматизированному сбору отчетности от университетов. Например, через API в режиме реального времени;
Создать систему данных с едиными стандартами оформления, понятную всем участникам процесса картирования;
Выработать лучшие практики цифровизации университетов, которыми смогут воспользоваться все участники образовательного процесса.
Ни один процесс не обходится без команды, которая на первых порах его разрабатывает, формирует единые стандарты, а в конечном итоге переходит на руководящие позиции. Идеальная команда рассматривает работу над данными с нескольких сторон: управленческой, финансовой, процессной, технологической, а также с позиции взаимодействия с учредителем и другими государственными органами.
Мы имеем все возможности для систематизации и оптимизации работы с данными, их перевода в цифровую реальность и более грамотное использование. Но отсутствие единых стандартов и наличие главного врага цифрового прорыва – бюрократии – тормозят процесс картирования данных.
Безусловно, есть примеры, с которыми даже сейчас можно пробовать начинать собирать унифицированные данные, но в некоторых университетах огромная часть деятельности осуществляется на бумаге. Этот момент решают кадры, которым нужен «переводчик с технического на русский и обратно» и даже отчасти психолог. Основная трудность заключается в том, что подобная работа раньше не проводилась, соответственно нет готовых решений, отсутствует знание определенных нюансов.
Проект картирования данных позволяет навести порядок в бизнес-процессах, прийти к пониманию как в действительности все работает, найти слабые места, избавится от лишних связей и оптимизировать работу сотрудников.
Следующим шагом станет создание цифровых решений и сервисов. Это даст возможность университетам выстраивать современный цифровой контур дающий возможность существенно снизить административную нагрузку и повысить эффективность работы по всем направлениям.
Сейчас формируется рабочий вариант карты данных доступный, пока, лишь для участников проекта, но очень скоро, все вузы смогут ознакомиться с этими результатами. Такой опыт цифровой трансформации будет полезен абсолютно различным сферам, поскольку все университеты уникальны – то это опыт цифровизации сложных разнообразных структур с единой целью.
Карты данных в первую очередь необходимы в тех областях где генерируются большие потоки данных, востребованных различными стейкхолдерами как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях. Что-то похожее в области образования всей страны есть, к примеру, в Китае, а вот в западных странах, странах еврозоны вузы самостоятельно определяют подходы к цифровому развитию основываясь на существующих европейских стандартах. Российская же система образования достаточно сильно отличается от остальных стран по построению и законодательно.
В будущем объем изучаемого материала может быть одинаковым, но в силу индивидуальных особенностей: кому-то удобнее прочитать учебник, кому-то пообщаться лично с преподавателем и обсудить практику применения, кому-то посмотреть видео, а кому-то посмотреть видео в ускоренном режиме и образовательная система должна предоставить все эти возможности.